Александр Блок. Жизнь и творчество
Модуль посвящен биографии и творчеству
4 видеолекции о творческом пути поэта,
Видеолекции
Интересные факты из жизни А.А. Блока
- Происхождение Блока со стороны отца немецкое, но с середины XVIII века предки проживают в России. Поколение за поколением немецкая культура порождала в семье блестящих руководителей, чиновников, а потом и тех, кто мог воспринять романтический, по слову самого Блока, «сумрачный германский гений».
- С юных лет Блок полюбил ездить в Европу, на германский курорт
Бад-Наугейм , а также в подмосковное Шахматово — единственный любимый им уголок России. Кроме Петербурга, его окрестностей и Шахматова, Блок в России практически нигде не был. - В августе 1903 года Александр Блок вступает в брак с Любовью Дмитриевной Менделеевой — «Прекрасной Дамой», которой он посвятил 687 стихотворений.
- В марте 1914 года Блок всего за две недели создает шедевральный цикл стихов «Кармен», на который его вдохновила артистическая игра и пение исполнительницы роли Кармен в одноименной опере — Любови Александровны
Андреевой-Дельмас . - Поэма «Двенадцать» Блока — одна из признанных вершин его творчества и русской поэзии в целом. А вот современники отнеслись к этой поэме осуждающе. Сразу же после публикации в газете «Знамя труда», 3 марта 1918 года, новая поэма Блока была принята буквально «в штыки» большинством представителей русской интеллигенции.
Коллекция А.А. Блока из собрания музея
Блоковская коллекция Государственного музея истории российской литературы имени
Из 95 фотографий — 2 детские: «Саша Блок на руках у матери» (фотоателье Э. Болингера, 1883) и 1887 г., снятая в фотоателье А. Пазетти. 11 семейных фотографий 1894 года, сделаны дядей Блока —
В собрании музея хранятся: 40 дарственных надписей Блока на книгах; 61 автограф стихотворений (1898 — 1906) и тетрадь ранних стихотворений (1898–1899).
Из эпистолярного наследия — 5 писем к А. Белому; большой комплекс писем к С. Соловьеву; письмо к В. Зоргенфрею.
Портрет А.А. Блока. Т. Гиппиус, 1925 (авторское повторение портрета 1906 г.)
«Сейчас Тата рисовала меня», — читаем в записной книжке Блока от 18 января 1906 года.
«Тата» — одна из сестер знаменитой поэтессы Зинаиды Гиппиус. Ей в момент создания портрета было двадцать восемь лет. Запечатлела она в своих работах также Андрея Белого (1905), Любовь Дмитриевну Блок (1910) и Мариэтту Шагинян, которая писала о ней: «Тата, художница, окончившая Академию художеств, была толстушка с чуть выпуклыми глазами, любившая покушать». Татьяна Николаевна, как и еще одна сестра — «Ната» (впоследствии скульптор) — жила вместе с Мережковскими в доме Мурузи на Литейном проспекте, куда Блок впервые пришел весной 1902 года.
«Нарисован он карандашом; в сходстве, в характере передачи много ценного. Портрет крупный, костюм — чёрная блуза, белый воротник — гладкий, не кружевной…», — говорится об этой работе в воспоминаниях тети поэта —
В ситуации «любовного треугольника» (Блок — Любовь Дмитриевна — А. Белый) «Тата» выступила конфиденткой Белого и поощряла его любовные намерения, однако Блок сохранил к ней доброжелательное отношение. 21 мая 1917 года Блок записывает: «…пришел
Портрет Блока. П. Нерадовский, 1920
Печальным был для Блока тот год, когда его запечатлел на профильном карандашном портрете художник и искусствовед Петр Иванович Нерадовский.
«Символический поступок: в советский Новый Год я сломал конторку Менделеева», — записывает Блок 31 декабря 1919 года. Под «советским» он имеет в виду новый календарный стиль (через две недели они «с Любой вдвоем» встретят 1920 год
Смерть отчима и переезд Блоков в квартиру матери, где начинается жизнь «в тесноте и в обиде». Рутинная
Слегка взбадривает поездка в Москву с выступлениями в Политехническом музее и во Дворце искусств на Поварской улице, но по возвращении в Петроград настроение кризисное. Два вечера Блока проходят в Доме искусств (возможно, портрет Нерадовского сделан именно там), во втором участвует и Любовь Дмитриевна с чтением «Двенадцати». Но, несмотря на успех, Блок отмечает: «…не могу наладить нервов после моего вечера». И отказывается от выступления в Доме писателей.
А главное — новые стихи не рождаются. В июне 1920 года поэтесса Анна Радлова просит его вписать ей
-
И не согласен сам замок,
Чтобы вписал хоть восемь строк
Писать стихи забывший
Блок.
Муза молчит второй год подряд.
Посмертный портрет Блока. С. Залшупин, 1922
«Посмертное существование Блока, новая судьба, Vita Nuova, переживает свой младенческий возраст», — писал Мандельштам в 1922 году. С этого момента открывается и галерея посмертных изображений поэта. Молодой художник Сергей Залшупин (год рождения 1898 или 1901) рисует карандашный портрет Блока, на основе которого потом сделает один из своих офортов серии «Портреты современных русских писателей». Нельзя не заметить здесь некоторое сходство (прежде всего эмоциональное) с карандашным портретом Юрия Анненкова, выполненным при жизни Блока.
С 1921 года Залшупин жил в Берлине, затем в Париже, где и умер в 1931 году.
Портрет Блока на смертном одре. Ю. Анненков, 1921
Юрий Павлович Анненков, создатель легендарных иллюстраций к поэме «Двенадцать», вспоминал в книге «Дневник моих встреч»:
«Я провел наедине с трупом Блока не менее двух часов в его квартире на Офицерской улице. Сначала я плакал, потом рисовал его портрет.
Перемена была чрезвычайна. Курчавый ореол волос развился и тонкими струйками прилип к голове, ко лбу. Всегда выбритое лицо было завуалировано десятидневной бородой и усами. Перед положением в гроб Блока побрили.
На подушке были вышиты красным две буквы: А.Б.»
Портрет на смертном одре — жанр
В своих портретах Юрий Анненков парадоксальным образом сочетал верность натуре и гротескную условность. Ему довелось рисовать и живого Блока (есть портрет, выполненный на лицевой стороне листа сепией, а на обороте — карандашом). Но в его авторскую галерею творцов «настоящего двадцатого века» (Мейерхольд, Эйзенштейн, Горький, Замятин, Ходасевич, Ахматова, Маяковский, Шкловский, Зощенко и другие) Блок вошел именно этим траурным портретом, выполненным в трагический день 7 августа 1921 года.
Саша Блок на руках у матери. Фотография Э. Болингера, 1883
«Мама — это я», — скажет Блок одной своей юной знакомой в 1918 году. И это не риторическая гипербола, а констатация реальности, психологической и духовной. Ни с кем больше не пребывал он в столь длительном контакте и диалоге. Ни с кем не обнаружилось у него такого внутреннего сходства.
Двадцатилетний барьер между матерью и сыном очень скоро сделается неощутимым, они вместе будут осваивать азы символизма, влезать в метафизические дебри, отзываться на политические споры. Вспоминая судьбы других русских классиков, мы не углядим ничего подобного этому беспримерному опыту.
К одиннадцатилетнему сыну мать обратится с такими стихами:
О Господи, приди на помощь
Душе страдающей моей!
Ни грез, ни цели, ни мечтанья,
Все понято, постыло все,
Мне в жизни нет очарованья,
Уж я взяла от жизни все…
Но есть на свете цветик милый,
Мое дитя, мой голубок, —
Мой дух мятежный и унылый
С тобой одним не одинок…
«Форма их, конечно, слаба, но вложенное в них чувство выражено с такой силой и простотой, что они заслуживают внимания читателя…» — напишет потом младшая сестра Александры Андреевны, приводя стихотворение полностью в своей книге 1925 года. Да, бывают стихотворные документы, эмоциональное значение которых заставляет забыть о поэтике и эстетике. «С тобой одним не одинок» — профессиональный стихотворец едва ли мог бы позволить себе такую тавтологию. Но безыскусная строка вызывает абсолютное доверие.
Как и первые творческие шаги сына. Недаром он начинает с изготовления самодельных книжек, сопровождая их «выходными данными»: «Цена 30 коп. Для моей крошечки» и «Для моей маленькой кроши». Заводит «Мамулин альбом», в котором записывает: «Я очень люблю мамулю». Детский лепет созвучен материнскому стихотворному дневнику.
А. Блок в детстве. Фотография А. Пазетти, 1887
«Об этом портрете, снятом в фотографии Пазетти на Невском, я скажу только одно: он похож, но снят в неблагоприятную минуту, так как, чтобы ехать сниматься, Сашу пришлось оторвать от
К этим воспоминаниям Марии Андреевны Бекетовой остается добавить, что в зрелые годы Блок уже не снимался с короткой стрижкой. «Прекрасные кудри» стали непременной чертой его поэтического имиджа: «С буйным ветром в змеиных кудрях…» — так он это обозначит в стихах через двадцать лет.
А снимок 1887 года значим тем, что примерно к этому возрасту относятся первые опыты юного Блока в стихах и в прозе.
Семья Бекетовых на ступенях дома в Шахматове. Фотография В.Н. Бекетова, 1894
Дед Блока — известный
Шахматовская жизнь во многом сформировала юного Блока. Он навсегда запомнил прогулки с дедом «по лугам, болотам и дебрям», собирание растений для ботанических коллекций. Многих при первой встрече с Блоком удивляли его гармоничный физический облик, умение чувствовать и понимать природу. Помета «Шахматово» стоит под многими стихотворениями поэта, пейзажные подробности этих мест неоднократно им воссозданы.
В последний раз Блок побывал в Шахматове в 1916 году перед отъездом в армию. А 21 ноября 1917 года газеты сообщили: «В Клинском уезде, Московской губ. разгромлено и разграблено имение поэта
О пережитой боли Блок предпочитал не говорить, но в самом начале 1921 года со скорбью вспоминал в дневнике о гибели семейного архива, рукописей своих и Любови Дмитриевны.
С 1981 года началось восстановление Шахматова, создание в нем
Блок в домашнем спектакле в Боблово. Фотография И.Д. Менделеева, 1899
Летом 1897 года во время поездки в Германию Блок заполнил анкету под названием «Признания». В пункте «Мое любимое занятие» значится: «Театр», в пункте «Чем бы я хотел быть» — «Артистом импер. театров». На вопрос «Каким образом я желал бы умереть» — ответ: «На сцене от разрыва сердца».
Уже в отрочестве, после самых первых зрительских впечатлений, Блок устраивает собственные сценические пробы. Летом 1896 года в Шахматове он затевает представление — «Спор древних греческих философов об изящном», по пародийной миниатюре Козьмы Пруткова. Потом Блок предпринимает попытку представить «Ромео и Джульетту», взяв на главную женскую роль подругу тети Маши с гимназических времен — добродушную и смешливую учительницу тетю Липу. А летом 1898, окончив гимназию, он приезжает в Шахматово и оттуда на белой лошади отправляется однажды в гости к Менделеевым в Боблово. Встречается там с Любовью Дмитриевной, которую знал с детства.
Затевается большой сборный любительский спектакль, в котором участвуют члены семьи Менделеевых и Блок. Он проходит в Боблове 18 июля, где Любовь Дмитриевна и Блок играют водевиль «Портреты художника Мазилкина» и сцены из грибоедовского «Горя от ума». Еще в сцене из «Бориса Годунова» Блок играет Самозванца.
А главное событие того лета — спектакль «Гамлет», где Блок играет принца датского, а Любовь Дмитриевна — Офелию. Премьера проходит первого августа в сенном сарае.
Пятнадцатилетний Ваня Менделеев запечатлевает эти события на фотопленке. В 1922 году две участницы бобловского спектакля Серафима Дмитриевна и Лидия Дмитриевна Менделеевы так прокомментировали фотографию о грибоедовском сюжете (записано
Александр Блок. Фотография Здобнова, 1907
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах…
Таким запечатлел себя Блок в знаменитом стихотворении «О, весна без конца и без краю…» 1907 года. Таким он хотел навсегда остаться в памяти потомков. Недаром он так часто снимался в тот год. Известно по крайней мере три снимка, сделанных тогда в ателье Дениса Спиридоновича Здобнова на Невском проспекте. На одном Блок почти в полный рост: левая рука в кармане, в правой руке папироса. На другом он в блузе с отложным белым воротником. А самый известный, пожалуй, вот этот: непокорные, неприбранные кудри, бант, стоячий воротничок.
Блок любил потом дарить фотографии 1907 года новым знакомым. Увлекшись певицей Любовью Александровной Дельмас, он написал в 1914 году посвященное ей стихотворение «Я помню нежность ваших плеч…» на обороте своей фотографии со скрещенными руками и отложным воротником. А ту, что вы видите, он презентовал с дарственной надписью Марии Павловне Ивановой — сестре своего задушевного друга Евгения Иванова, — той самой, которой посвящено стихотворение «На железной дороге» (1910).
В советское время Блок не сразу попал в
В 1956 году с большим успехом прошел фильм Ф. Миронера и М. Хуциева «Весна на Заречной улице». Сюжет таков: в учительницу литературы, приехавшую из Москвы в индустриальный город и преподающую в вечерней школе, влюбляется молодой
Александр Блок. Фотография М. Наппельбаума, 1921
Двадцать пятого апреля Блок в последний раз публично выступает в Петрограде, в Большом драматическом театре.
Зал вмещал около двух тысяч человек. За сутки до вечера выстроилась огромная очередь за билетами. Не сумевшие их добыть знакомые поэта толпились за кулисами у лестницы, которая, по воспоминаниям издателя Самуила Алянского, «была так забита людьми, что пришедший для съемок фотограф М. Наппельбаум едва пробрался со своим громоздким фотоаппаратом».
Наппельбаум делает два исторических снимка. На одном из них Блок запечатлен рядом с Корнеем Чуковским, который открывал вечер своей лекцией, весьма неудачной. Другой — последний фотопортрет Блока. Поэт сейчас выйдет на сцену, и каждое прочитанное им стихотворение будет вызывать шквал аплодисментов. У выхода из театра на Фонтанке соберется толпа молодых людей, жаждущих высказать слова восторга и благодарности.
Блок смотрит в будущее. «Но не эти дни мы звали, / А грядущие века», — сказано им в феврале 1921года в прощальном стихотворении «Пушкинскому дому».
Автограф А. Блока З. Гиппиус на книге «Катилина», 1919
28 июня 1916 года Блок заносит в записную книжку своеобразный реестр близких ему людей — не только на данный момент, но и в масштабе жизни. Вслед за категориями «мои действительные друзья» и «приятели мои добрые» следует: «Близь души: А. Белый (Бугаев),
Впервые
После публикации статьи «Интеллигенция и революция» Блок становится для Мережковских идейным противником. А на поэму «Двенадцать» она откликается стихотворным посланием с таким финалом:
Я не прощу. Душа твоя невинна.
Я не прощу ей — никогда.
Блок пишет на экземпляре тоненькой серой книжки «Двенадцать. Скифы»
Третьего октября они случайно встречаются в трамвае, идущем с Невского по Садовой. «Подадите ли мне руку?» — спрашивает Блок. Ответ: «Только лично. Не общественно». Короткий разговор. Последние слова Блока: «Я ведь вас очень люблю». Ответ Гиппиус: «Вы знаете, что и я вас люблю». (Так это изложено самой Гиппиус и подтверждается краткой фразой в записной книжке Блока.)
А полемика продолжается. 7 мая 1919 года Мережковский в издательстве «всемирная литература» передает Блоку следующее послание
Б<ывшему> рыцарю Прекрасной Дамы
Впереди
Так сказали мне сами хамы.
Зато в Кронштадте пьяный матрос
Танцевал польку с Прекрасной Дамой.
Говорят, он умер… А если б и нет?
Вам не жаль Вашей Дамы, бедный поэт?
Блок пишет на обороте авантитула своей новой книжки «Катилина»: «Зинаиде Николаевне Александр Блок», после чего следует полушутливый ответ:
Вы жизнь
Не знаете. Сменилась полька
У них печальным кикапу…
И что Вам, умной, за охота
Швырять в них солью анекдота,
В них видеть только шантрапу?
Но книга не была оправлена
Автограф Блока Гумилеву на мусагетовском собрании сочинений, 1916
Отношения Блока и Гумилева сложились драматически. Слишком непохожие они были художники,
Гумилев в своих критических статьях оценивал Блока чрезвычайно высоко, называл его «одним из чудотворцев русского стиха». «Мому любимейшему поэту» — с таким инскриптом дарил он ему свою книгу «Колчан» в 1916 году. Восхищался он Блоком и как личностью. Один мемуарист зафиксировал такие слова Гумилева: " Это прекраснейший образчик человека. Если бы прилетели к нам марсиане и нужно было бы показать им человека, я бы только его и показал — Вот, мол, что такое человек…».
Начиная с 1918 года два поэта часто встречались по общим делам в издательстве «Всемирная литература», дарили друг другу книги. Даже после того, как возник конфликт в Союзе поэтов, где в председатели вместо Блока выбрали Гумилева, сборник «Седое утро» с дарственной надписью был презентован младшему коллеге.
Самая же развернутая надпись сделана Блоком на третьем томе мусагетовского издания его стихов в марте 1919 года: «Дорогому Николаю Степановичу Гумилёву — автору „Костра“, читанного не только „днем“, когда я „не понимаю“ стихов, но и ночью, когда понимаю». При всей доброжелательности этих слов для «ночного» Блока Гумилев остается поэтом «дневным», рациональным, слишком понятным.
Весной 1921 года Блок пишет для вновь организованной «Литературной газеты» резкую статью «Без божества, без вдохновенья», где беспощадно обвиняет Гумилева и других акмеистов в том, что они «топят самих себя в холодном болоте бездушных теорий». Газету не пропустит цензура, статья увидит свет только в 1925 году. Гумилев, прочитав корректуру, захочет поспорить с Блоком, но судьба ставит точку в жизни обоих оппонентов. 7 августа умирает Блок, 26 августа расстрелян Гумилев.
В 1929 году тонкий исследователь поэзии Борис Эйхенбаум в своем эссе «Стихи и стихия» вынесет в отдельную строку — как стих — слова о том, чем остался в истории 1921 год:
«Смерть Блока, гибель Гумилева».
Автограф стихотворения «Девушка пела в церковном хоре»
Написанное Блоком в августе 1905 года стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» — своего рода эталон музыкальности. Ритмической: пока еще новый для русской поэзии дольник обнаруживает поистине магические возможности. И музыкальности смысловой — финал располагает к бесконечности истолкований:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
«Плакал ребенок» — это младенец Христос (как сразу предположил критик Алексанр Измайлов)? Да, и он тоже.
«Никто не придет назад» — это о гибели русской эскадры при Цусиме? Да, и об этом тоже.
Стихи о том, что всегда и везде. Музыка, не ограниченная ни во времени, ни в пространстве.
Первый читатель — друг поэта Евгений Иванов — назвал эти стихи «стихирами», то есть церковным песнопенинем.
Это любимый «хит» Блока на его выступлениях — вплоть до конца жизни. Этим стихотворением он завершил свое последнее публичное чтение в Большом драматическом театре на Фонтанке 25 апреля 1921 года.
Эти стихи и столетие с лишним спустя могут быть визитной карточкой поэта. Если вообразить человека, до сих пор не читавшего Блока, то, может быть, это наилучший образец для первоначального знакомства, лучший вход в блоковский мир.
Автограф стихотворения «Незнакомка»
Весной 2006 года двадцатипятилетний Блок, тогда еще студент Петербургского университета (закончит его 5 мая), полюбил ездить петербургский пригород Озерки и сиживать в привокзальном ресторане. Там посещали его волшебные видения, воплотившиеся в одном из самых легендарных его стихотворений — «Незнакомка», под строфами которого значится: «Озерки, 24 апреля 1906». Девятого мая поэт зазывает туда друга Евгения Иванова и устраивает ему своего рода экскурсию. Показывает позолоченный «крендель булочной», шлагбаумы, озеро, где «скрипят уключины и раздается женский визг». В кафе им подают бутылку вина «с лиловатым отливом», потом вторую. Непривычный к подобным возлияниям, Евгений Павлович почти начинает въяве видеть Незнакомку. Однако на следующее утро ему становится так худо, что он констатирует, «…для меня еще истины в вине нет».
А вскоре начинается триумфальное шествие «Незнакомки». Блок приходит на одну из традиционных «сред» в «Башню» Вячеслава Иванова (так называли квартиру в шестом этаже дома на Таврической улице — под куполом, с выходом на крышу). Корней Чуковский потом вспоминал: «…В белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, опьяненные стихами и вином — а стихами опьянялись тогда, как вином, — вышли под белесое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый (он всегда загорал уже ранней весной), взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом».
Эти стихи не перестают удивлять самых разных читателей. Символическая многозначность, мистическая таинственность, причастность к культурному преданию — и плюс к этому демократическая доступность, сюжетная внятность, вызывающая эмоциональная простота.
Кто эта Незнакомка? Аристократка, пришедшая из другой эпохи, «дама былых времен» (по выражению Франсуа Вийона)? Да. «И веют древними поверьями / Ее упругие шелка…» Но в то же время что за женщина может в одиночестве прийти в ресторан и сесть там у окна? Образ строится на сочетании контрастов, он несводим к житейской реальности. Его ближайшие литературные прецеденты — красавица из «Невского проспекта» Гоголя, «инфернальницы» Достоевского: Настасья Филипповна из «Идиота», Грушенька из «Братьев Карамазовых».
О Незнакомке станут говорить, что это новое, земное воплощение Прекрасной Дамы, но этот не менее идеальный и мечтательный образ существует не только в сознании лирического героя, это еще и проекция того уникального, что есть в нем самом:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Удивительно сложная смысловая игра с расхожим выражением «In vino veritas!» («Истина в вине!»). Это ведь не бог весть какой глубокий афоризм, а скорее бытовое речение. Его смысл: «Что у трезвого на уме, у пьяного на языке». И вот Блок берет заезженную «латынь для бедных» и делает ее музыкой собственной души.
Сколько еще безвестных неудачников, чьи душевные сокровища пошли прахом, будут, поднимая бокалы, цитировать блоковское стихотворение! А жрицы продажной любви станут на улицах Петербурга приглашать мужчин провести время с «незнакомкой». Профанация? Опошление? Не только. Это и вхождение поэзии в быт, в разговорный язык.
В «Незнакомке», говоря современным языком, снято противоречие между «элитарностью» и «массовостью». А это идеал истинной поэзии.
Из воспоминаний издателя Самуила Алянского:
«Александр Александрович скончался в воскресенье 7 августа, и только во вторник 9 августа стало известно, что похороны могут состояться утром 10 августа.С вечера Офицерскую улицу начинают заполнять люди. Читатели. Утром они собираются у ворот дома. Здесь и некоторые писатели — «всё, что осталось от литературы в Петербурге», как подумает и напишет Замятин. Сам он среди тех, кто несет на руках гроб — вместе с Андреем Белым, Владимиром Гиппиусом, Вильгельмом Зоргенфреем, Евгением Ивановым и Владимиром Пястом. На Васильевский остров Блока проносят по Офицерской улице, мимо Мариинского театра, по Николаевскому мосту. Всего от дома до Смоленского кладбища — около шести километров пути.
Объявление о смерти и похоронах Блока поместить в газеты было уже поздно, оно в лучшем случае появилось бы в день похорон.
Организации, взявшие на себя похороны поэта — Дом искусств, Дом ученых, Дом литераторов, Государственный Большой драматический театр, — и издательства „Всемирная литература“, Гржебина и „Алконост“ решили попытаться срочно отпечатать и расклеить по городу афишу с извещением о времени похорон Блока.
Тысячу экземпляров афиши удалось напечатать в театральной типографии на Моховой за четыре часа, и к семи часам вечера 9 августа афиша была расклеена на главных улицах Петербурга. Расклейщикам помогала большая группа студентов Петербургского университета.
Вечер был светлый. Небольшая афиша на голубой бумаге, напечатанная жирным черным шрифтом, привлекала внимание прохожих».
Ахматова, приходившая «к поэту в гости» на Офицерскую в декабре 1913 года, сложит поэтический рассказ о последней с ним встрече:
Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, —
Александра, лебедя чистого.
В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Но многие до сих пор приходят на Смоленское кладбище и по Блоковской дорожке идут к простому кресту на его бывшей могиле. В 2021 году исполнится сто лет со дня смерти Блока. Некоторые энтузиасты собираются десятого августа пройти пешком от дома на Пряжке до Смоленского кладбища, повторив путь похоронной процессии 1921 года.